Мир МЦ | Серебряный век | Писатели | Поиск | Гостевая книга
Поэзия | Проза | Письма | Фото | О Цветаевой | Семья
Цветаевский Клуб | Песни на стихи МЦ | Библиография | Ссылки | Музеи

Ответ на анкету


         Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА.
         Родилась 26 сентября 1892 г. в Москве.
         Дворянка.
         Отец — сын священника Владимирской губернии, европейский филолог (его исследование "Осские надписи" и ряд других), доктор honoris causa Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств (Москва, Знаменка). Герой труда. Умер в Москве в 1913 г., вскоре после открытия Музея. Личное состояние (скромное, потому что помогал) оставил на школу в Талицах (Владимирская губерния, деревня, где родился). Библиотеку, огромную, трудо- и трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.
         Мать — польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее.
         Библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так, от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и я свою, если бы за годы Революции не пришлось продать.
         Раннее детство — Москва и Таруса (хлыстовское гнездо на Оке), с 10 лет по 13 лет (смерть матери) — заграница, по 17 лет вновь Москва. В русской деревне не жила никогда.
         Главенствующее влияние — матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству. Один против всех. Heroica). Более скрытое, но не менее сильное влияние отца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность.) Слитое влияние отца и матери — спартанство. Два лейтмотива в одном доме: Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский — рыцарский. Жизнь на высокий лад.
         Постепенность душевных событий: все раннее детство — музыка, 10 лет — революция и море (Нерви, близ Генуи, эмигрантское гнездо), 11 лет — католичество, 12 лет — первое родино-чувствие ("Варяг", Порт-Артур), с 12 лет и поныне — Наполеониада, перебитая в 1905 г. Спиридоновой и Шмидтом, 13, 14, 15 лет — народовольчество, сборники "Знания", Донская речь. Политическая экономия Железнова, стихи Тарасова, 16 лет — разрыв с идейностью, любовь к Сарре Бернар ("Орленок"), взрыв бонапартизма, с 16 лет по 18 лет — Наполеон (Виктор Гюго, Беранже, Фредерик Массон, Тьер, мемуары. Культ). Французские и германские поэты.
         Первая встреча с Революцией — в 1902-03 г. (эмигранты), вторая в 1905-06 г. (Ялта, эсеры). Третьей не было. Последовательность любимых книг (каждая дает эпоху): Ундина (раннее детство), Гауф-Лихтенштейн (отрочество). Aiglon Ростана (ранняя юность). Позже и поныне: Гейне — Гете — Гельдерлин. Русские прозаики — говорю от своего нынешнего лица - Лесков и Аксаков. Русские поэты — Державин и Некрасов. Из современников — Пастернак.
         Наилюбимейшие стихи в детстве — пушкинское "К морю" и лермонтовский "Жаркий ключ". Дважды — «Лесной царь» и «Erlkönig». Пушкинских "Цыган" с 7 л<ет> по нынешний день — до страсти. "Евгения Онегина" не любила никогда. Любимые книги в мире, те, с которыми сожгут: "Нибелунги", "Илиада", "Слово о полку Игореве".
         Любимые страны — древняя Греция и Германия.


         Образование: 6-ти лет — музыкальная школа Зограф-Плаксиной, 9 лет — IV женская гимназия, 10 лет — ничего, 11 лет — католический пансион в Лозанне, 12 лет — католический пансион во Фрейбурге (Шварцвальд), 13 л<ет> — ялтинская гимназия, 14 лет — московский пансион Алферовой, 16 лет — гимназия Брюханенко. Кончила VII классов, из VIII вышла.
         Слушала 16-ти лет летний курс старинной французской литературы в Сорбонне.
         Подпись под первым французским сочинением (11 лет): Trop d'imagination, trop peu de logique1.
         Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16-ти. Писала и французские и немецкие.
         Первая книга — "Вечерний альбом". Издала сама, еще будучи в гимназии. Первый отзыв — большая приветственная статья Макса Волошина. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие.
         Любимые писатели (из современников) — Рильке, Р. Роллан, Пастернак. Печаталась, из журналов, в "Северных Записках" (1915 г.), ныне, за границей, главным образом в "Воле России", в "Своими путями" и в "Благонамеренном" (левый литературный фланг), отчасти в "Современных Записках" (правее). У правых, по их глубокой некультурности, не печатаюсь совсем.
         Ни к какому поэтическому и политическому направлению не принадлежала и не принадлежу. В Москве, по чисто бытовым причинам, состояла членом Союза Писателей и, кажется, Поэтов.
         1910 г. — Вечерний Альбом (стихи 15, 16 и 17 л<ет>).
         1912 г. — Волшебный фонарь.
         Перерыв в печати на 10 лет.
         Написано с 1912 по 1922 г. (отъезд за границу):
         Книги стихов:
         Юношеские стихи (1912-1916, не изданы).
         Версты I (1916 г., изданы в 1922 г. Госиздатом).
         Версты II (1916-1921, не изданы, часть стихов появилась в "Психее").
         «Лебединый стан» (1917-1922, не издано).
         Ремесло (1921-1922, изд<ано> в 1923 г. в Берлине Геликоном).

                 ПОЭМЫ:
         Метель (1918 г., напечатана в парижском "Звене");
         Приключение (1919 г., напечатана в "Воле России");
         Фортуна (1919 г., напечатана в "Совр<еменных> Записках");
         Феникс (Конец Казановы) — 1919 г., напечатано в "Воле России". От книжки под тем же именем, обманом вырванной и безграмотно напечатанной в 1922 г. в Москве какими-то жуликами, во всеуслышанье отрекаюсь.
         Царь-Девица (1920 г., издана в России Госиздатом, за границей "Эпохой");
         На Красном Коне (1921 г., напечатана в сборниках Психея и Разлука);
         Переулочки (1921 г., напечатана в Ремесле).

                 ЗАГРАНИЦА:
         ПОЭМЫ:
         Молодец (1922 г., изд<ано> в 1924 г. пражским "Пламенем");
         Поэма Горы ( 1924 г., появляется ныне в № 1 парижского журнала "Версты");
         Поэма Конца (1924 г., напечатана в пражском альманахе "Ковчег");
         Тезей (1924 г., не напечатано);
         Крысолов (1925 г., напеч<атано> в "Воле России");
         Подруга семиструнная (стихи 1922 г. — по 1926 г., не изд<аны>).

         ПРОЗА:
         Световой ливень (о Б. Пастернаке, 1922 г., "Эпопея");
        Кедр (о "Родине" Волконского, 1922 г., напеч<атан> в пражском альманахе "Записки наблюдателя").
         Вольный проезд (1923 г., напечатан в "Современных Записках").
         Мои службы (1924 г., напечатаны в "Современных Записках").
         Поэт о критике (1926 г., напечатано в № II "Благонамеренного").
        Проза поэта (мой ответ О. Мандельштаму, 1926 г., имеет появиться в "Современных Записках").

         Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Полное равнодушие к общественности, театру, пластическим искусствам, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями.
         Был бы щит, начертала бы: "Ne daigne»2.
         Жизнь — вокзал, скоро уеду, куда — не скажу.

Марина Цветаева


1. Чрезмерное воображение и слишком мало логики (фр.).
2. «Не снисхожу" (фр.).


Комментарии


         Ответ на анкету. — Впервые полностью в "М. Цветаева "Сочинения" в 2 тт., т. 2, М., "Худ. лит." 1988; в отрывках — "Альманах библиофила", 1982, вып. 13, с. 84; полнее — в сб. "Они питали мою музу...", М., 1986, с. 250.
         В апреле 1926 г. Пастернак прислал Цветаевой анкету для предполагавшегося издания биобиблиографического Словаря писателей XX века. Текст анкеты содержал 16 пунктов, в частности, следующие: "Краткие биографические данные, а. среда, б. влияние детских лет, в. материальные условия работы, г. путешествия, д. эволюция творчества"; "Общее и специальное образование"; "Литературная, научная, общественная деятельность"; "Литературные влияния"; "Любимые писатели"; "Принадлежность к литературной организации" и т. д. В своем ответе Цветаева не соблюдает все пункты анкеты, а в ответах не всегда точна. Так, например, дворянином ее отец не был, так же как мать не была ученицей Рубинштейна, а, по свидетельству Анастасии Цветаевой, ученицей ученика музыканта; есть и другие мелкие неточности: книга «Версты II» была издана в Москве дважды: в 1921 и 1922 гг.; перерыв в печати был у Цветаевой не на 10, а на 8 лет, т. к. в 1913 г. она издала сборник "Из двух книг", который не упомянула в "Ответе на анкету"; поэма «Переулочки» написана не в 1921 г., а в 1922 г., и т. д. Однако "Ответ на анкету" можно считать истинной автобиографией поэта.

         «Варяг» — русский крейсер, героически сражавшийся во время русско-японской войны 1904-1905 гг.; был затоплен, чтобы не сдаться врагу.
         Спиридонова М. А. (1884-1941) — русская политическая деятельница, эсерка; в 1906 г. за убийство усмирителя крестьянского восстания на Тамбовщине была приговорена к вечной каторге.
         Шмидт П. П. (1867-1906) — лейтенант, руководитель восстания на крейсере "Очаков" (1905 г.); был расстрелян.
         Железнов В. Я. (1869-1933) — русский экономист, сторонник социальных реформ.
         Тарасов Е. М. (1882-1943) — русский революционный поэт, участник Декабрьского вооруженного восстания (1905).
         Тьер А. (1797-1877) — французский историк и государственный деятель; автор "Истории французской революции".
         Erlkönig — См. статью Цветаевой «Два «Лесных царя».

(комментарии Анны Саакянц)

(источник — М. Цветаева "Сочинения" в 2 тт.,
М., "Худ. лит." 1988 г., т. 2)

Мир МЦ | Серебряный век | Писатели | Поиск | Гостевая книга
Поэзия | Проза | Письма | Фото | О Цветаевой | Семья
Цветаевский Клуб | Песни на стихи МЦ | Библиография | Ссылки | Музеи

Проект: «Мир Марины Цветаевой». Координатор проекта: Ф. Левичев, 1999—2000.