«Мир Марины Цветаевой»
Кузьма Петров-Водкин
Живопись
Художники
Объединения
Выставки
Книжная графика
Течения
Исследования

Разделы
Поэзия
Литературные течения
Журналы и издательства
Живопись
Артистические кафе и театр
Воспоминания
Исследования

Кузьма Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
1878—1939

Кузьма Петров-Водкин — русский живописец.
Родом из Хвалынска на Волге, Саратовской губернии, давшей России таких известных художников, как В. Борисов-Мусатов, П. Кузнецов, П. Уткин.
В 1895—1897 гг. учился в Петербурге, в Училище барона Штиглица, в 1897—1904 гг. — в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, в 1901 г. —месяц в знаменитой школе А.Ашбе в Мюнхене.
Путешествовал по Италии (1905—1906), Северной Африке, работал в Париже. С 1908 г. и до конца жизни — в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Занимался философией и литературой, испытал влияние французского символизма. В 1910—1916 гг. преподавал в школе Е. Званцевой в Петербурге.
Петров-Водкин искал живописную форму «философской картины мира». К 1910 г. он нашел собственный стиль символической трактовки живописного пространства (отсюда созданная художником теория «сферической перспективы»), взаимодействия трех основных цветов: красного, синего и желтого — так называемой «трехцветки», и выражения в изобразительных образах философских категорий бытия. Именно эти качества отличают картину «Купание красного коня», имевшую громкий успех на выставке «Мира искусства» 1912 г. Петров-Водкин соединил в этой картине новейшие достижения французского постимпрессионизма, цветовую пластику Гогена и Матисса с символизмом европейского Модерна, традициями византийской и древнерусской иконописи и фрески. Творчество Петрова-Водкина «можно уподобить зеркалу, смотрясь в которое Запад узнает в себе Восток, а Восток — Запад» 1. Свою роль сыграли и идеи «плане-тарности» поэта В. Хлебникова. Это был стиль, объединивший классику и современность. Понятие гармонии, «сдержанности, улаженности между тонами» Петров-Водкин связывал с принципами искусства старых «изографов», умевших переводить обычные явления в высший духовный план. Сам художник утверждал, что если чистые цвета поглощают все оттенки, значит живопись вместо фиксирования мимолетного и случайного начинает выражать «вечность». Не случайно «Красный конь» был воспринят уже в то время как символический образ «Судьбы России». «Так вот почему я написал «Красного коня!», — воскликнул художник, когда узнал о начале первой мировой войны. В том, что Петров-Водкин сохранял «чистоту краски», свойственную лишь новгородской школе иконописи и фрескам Дионисия, критик В. Дмитриев увидел «символизм русской национальности, исконного лика России» 2. Но С. Маковский нашел в «Купании красного коня» плакатность! Свои теоретические взгляды Петров-Водкин изложил в книгах воспоминаний «Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия» (1930; 1932; 1970; 1982).


Информация
Мир МЦ
Серебряный век
Писатели
Словари
Персоналии
Поиск по сайту
Ссылки
Гостевая книга
Уголок библиофила




Проект: «Мир Марины Цветаевой». Координатор проекта: Ф. Левичев, 1999—2000.
© Дизайн: FTdesign, 2000.